Николаевск-на-Амуре
20 февраля 2017

Потребительские права в цифровую эпоху

Реализация товаров посредством сети "Интернет" набирает все большую популярность, что связано, в том числе с удобством получения товара непосредственно по месту нахождения потребителя, более низкой ценой товара.

В 2017 году Consumers International (CI) призвал сосредоточиться на правах потребителей в сегменте электронной коммерции и предложил в качестве девиза слоган "Consumer Rights in the Digital Age" - "Потребительские права в цифровую эпоху".

ТО Роспотребнадзора в Николаевском и Охотском районах напоминает о правах потребителя при приобретении товаров дистанционным способом.

Дистанционная продажа товаров регулируется Правилами продажи товаров дистанционным способом, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.09.2007 года № 612.

Покупатель вправе отказаться от товара в любое время до его получения, а после получения товара при наличии всех данных продавца - в течение 7 дней. В случае отсутствии информации о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества срок возврата увеличивается до 3 месяцев с момента передачи товара. Возврат товара надлежащего качества возможен в случае, если сохранены его товарный вид, потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Однако отсутствие у покупателя указанного документа не лишает его возможности ссылаться на другие доказательства приобретения товара у данного продавца (товарный чек, квитанция, накладная).

Покупатель не вправе отказаться от товара надлежащего качества, имеющего индивидуально-определенные свойства, если указанный товар может быть использован исключительно приобретающим его потребителем. При отказе покупателя от товара продавец должен возвратить ему сумму, уплаченную покупателем в соответствии с договором, за исключением расходов продавца на доставку возвращенного товара, не позднее чем через 10 дней с даты предъявления покупателем соответствующего требования.

Помимо этого, при обнаружении недостатков в товаре, в отношении которого гарантийные сроки или сроки годности не установлены, покупатель вправе предъявить требования в отношении недостатков товара в разумный срок, но в пределах 2 лет со дня передачи его покупателю, если более длительные сроки не установлены законами или договором.

Покупатель также вправе предъявить требования к продавцу в отношении недостатков товара, если они обнаружены в течение гарантийного срока или срока годности.

Покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если это не было оговорено продавцом, вправе по своему выбору потребовать:
- безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление покупателем или третьим лицом;
- соразмерного уменьшения покупной цены;
- замены на товар аналогичной марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены. При этом в отношении технически сложных и дорогостоящих товаров эти требования покупателя подлежат удовлетворению в случае обнаружения существенных недостатков.

Также покупатель вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возврата уплаченной за товар суммы. По требованию продавца и за его счет покупатель должен возвратить товар с недостатками.

В соответствии со ст. 47 Гражданско-процессуального кодекса РФ, ст. 40 Закона РФ «О защите прав потребителей» ТО Роспотребнадзора по Николаевскому и Охотскому районах по ходатайству потребителя может быть привлечено судом для дачи заключения по делу.

Согласно новой редакции подпункта "в" пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» необходимым условием для того, чтобы обращения граждан, потребительские права которых нарушены, могли стать законным основанием для проведения Роспотребнадзором внеплановой проверки, будет являться подтверждение заявителем в его обращении факта того, что до обращения в Роспотребнадзор он обращался за защитой (восстановлением) своих нарушенных прав к юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю и такое обращение не было рассмотрено либо требования заявителя не были удовлетворены.

В Территориальном отделе Роспотребнадзора в Николаевском и Охотском районах по адресу: г. Николаевск-на-Амуре, ул. Володарского,22 15 марта 2017 года с 9 час. до 16 час проводится «горячая линия» по вопросам защиты прав потребителей, организации продажи потребительских товаров и оказанию различных возмездных услуг в информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

За консультативной помощью по возникающим вопросам можно обратиться лично по выше указанному адресу либо по телефону 2-56-33 в Территориальный отдел Роспотребнадзора в Николаевском и Охотском районах.

Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора
по Хабаровскому краю в Николаевском и Охотском районах